TUTORIAL. Что такое музыка

Друзья,  17 октября я выступал в рамках мероприятия TUTORIAL. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ, организованного Megapolis FM совместно с московской библиотекой им. Ф. М. Достоевскоого. Тема моей презентации была следующей: «Трансформация музыкальных форматов. Виниловый остров в современном море стриминга».

Tutorial Final 09a.009.jpg.001В своей презентации я затронул следующие вопросы:

Tutorial Final 09a.009.jpg.002

Структура моей презентации выглядела так:

Tutorial Final 09a.009.jpg.003 

ИСТОРИЯ ЗВУКОЗАПИСИ

История музыкальных носителей и форматов развивается параллельно с историей музыкальной культуры. Формат носителя не просто тесно связан с музыкальным опытом и эмоциональным восприятием музыки, он еще и влияет на процесс сочинения и записи.

Физические возможности небольшой пластинки формата 7” подарили миру трехминутные поп-песни, LP – формат долгоиграющей пластинки вдохновил прогрессивных артистов на создание концептуальных альбомов, включающих треки на 18-20 минут, а также на разработку специального дизайна обложек и внутренних конвертов пластинок. Кассета позволила музыкальным фанатам создавать свои микстейпы и транслировать через них свои вкусы или романтические чувства. Цифровой формат mp3 освободил музыку от ее материальной оболочки и упаковал всю музыкальную коллекцию в устройство, помещающееся в карман. Стриминг превратил весь наш музыкальный опыт в виртуальный.

До появления портативных источников воспроизведения звука, цифрового сигнала и музыки, какой мы ее представляем сегодня, звукозапись прошла долгую и увлекательную историю развития, и всего за 100 с небольшим лет человек перевернул понимание звукозаписи: от громоздких архаичных фонографов до современных ультракомпактных плееров.

Tutorial Final 09a.009.jpg.004

Природа человека такова, что он попросту не представляет жизни без звуков, гармонии и музыкальных инструментов. На протяжении нескольких тысячелетий музыканты оттачивали свое мастерство в игре на музыкальных инструментах. Но для того, чтобы усладить слух высокопоставленных господ, всегда требовалось присутствие труппы музыкантов. Так возникла необходимость записать музыку с возможностью ее дальнейшего воспроизведения без участия человека.

IX век по праву считается веком открытия эры механической звукозаписи. В 875 году братья Бану Муса открывают миру свое изобретение – «водный орган». Его принцип работы был чрезвычайно прост: равномерно вращающийся механический валик с искусно расположенными выступами ударял по сосудам с разным количеством воды (что влияло на звуковысотность), таким образом, заставляя звучать наполненные трубки.

Tutorial Final 09a.009.jpg.005

Вплоть до XIX века именно изобретения братьев Бану Муса остаются единственным доступным способом программируемой звукозаписи.

Начиная с XV века эпоху возрождения накрывает мода на механические музыкальные инструменты. Открывает парад музыкальных инструментов с принципом действия братьев Муса шарманка. В 1598 году появляются первые музыкальные часы, в середине XVI века – шкатулки. Первая половина XIX века продолжает тенденцию развития механических музыкальных инструментов: ящики, табакерки; – все эти приспособления имели весьма ограниченный набор мелодий и могли воспроизводить ранее «сохраненный» мастером мотив.

Пока из окон и домов жителей Франции продолжали доноситься металлические звуки музыкальных шкатулок, ящиков и табакерок, Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль продолжал работу над первым звукозаписывающим устройством. 25 марта 1857 года правительство Франции регистрирует патент, получивший название «фоноавтографа».

Tutorial Final 09a.009.jpg.006

Принцип работы фоноавтографа заключался в записи звуковой волны посредством улавливания вибраций через специальный акустический рупор, на конце которого располагалась игла. Под действием звука игла начинала вибрировать, рисуя прерывистую волну на вращаемом стеклянном валике, поверхность которого покрыта либо бумагой, либо копотью. Увы, изобретение Эдуарда Скотта не умело воспроизводить записанный фрагмент.

Через 17 лет в 1877 году «отец лампы накаливания» Томас Эдисон оканчивает работу над совершенно новым звукозаписывающим устройством – фонографом, который спустя год он запатентует в соответствующем ведомстве США. Принцип работы фонографа напоминал фоноавтограф Скотта: покрытый воском валик выступал в роли звуконосителя, запись на который осуществлялась при помощи иглы, подсоединенной к мембране – прародителю микрофона. Улавливая звук через специальный рупор, мембрана приводила в действие иглу, которая оставляла углубления на восковом валике.

Записанный звук впервые можно было воспроизвести, используя то же устройство, на котором и производилась сама запись.

Tutorial Final 09a.009.jpg.007

Фонограф Эдисона сумел перевернуть тогдашний мир с ног на голову: сотни изобретателей стали экспериментировать с использованием различных материалов для покрытия цилиндра-носителя, а в 1906 году состоялся первый публичный концерт-прослушивание. Фонографу Эдисона аплодировал переполненный зал. В 1912 году мир увидел дисковый фонограф, в котором вместо привычного воскового валика стал использоваться диск, значительно упростивший конструкцию.

Tutorial Final 09a.009.jpg.008

Появление дискового фонографа хоть и имело интерес общественности, с точки зрения эволюции звукозаписи практического применения так и не нашло. С 1888 года Эмиль Берлинер начал активно развивать собственное видение звукозаписи с помощью собственного устройства – граммофона.

В качестве альтернативы восковому барабану Берлинер предпочел более прочный целлулоид. В 1887 году пластинки изготавливают из шпата, сажи и шеллака. Принцип записи оставался прежним: рупор, звук, колебания иглы и равномерное вращение диска-пластинки.

Tutorial Final 09a.009.jpg.009

Эксперименты со скоростями вращения записываемого диска позволили увеличить время записи одной стороны пластинки до 2-2,5 минут при скорости вращения в 78 оборотов за минуту. Записанные диски-пластины помещались в картонные чехлы (реже кожаные), из-за чего в дальнейшем получили название альбомов – внешне они очень напоминали фотоальбомы с достопримечательностями городов, повсеместно реализуемых в Европе.

Заменой громоздкому граммофону стал усовершенствованное и доработанное в 1907 году Гильоном Кеммлером устройство – патефон.

Маленький встроенный в корпус рупор, возможность размещения всего устройства в одном компактном чемодане привели к быстрой популяризации патефона. В 40-х года выходит компактная версия устройства – мини-патефон, получивший особую популярность среди солдат.

Tutorial Final 09a.009.jpg.010

Научно-технический прогресс не стоял на месте, и с появлением электричества эволюция звукозаписи начала свое стремительное развитие. В 1925 году начинается эра звукозаписи с использованием микрофона, электродвигателя (взамен пружинному механизму), для вращения пластинки и, сначала пьезоэлектрический, а затем более совершенный магнитный звукосниматель.

Арсенал устройств, позволяющих осуществлять как звукозапись, так и ее дальнейшее воспроизведение пополняется модифицированной версией граммофона – электрофоном.

Появление усилителя позволяет вывести звукозапись на новый уровень: электроакустические системы получают громкоговорители, а необходимость в форсации звука через рупор уходит в прошлое. Все физические усилия человека теперь выполняет электрическая энергия.

Tutorial Final 09a.009.jpg.011

Вопрос длительности звукозаписи был впервые решен советским изобретателем Александром Шориным, который в 1930 году предложил в качестве оперативной записи использовать кинопленку, проходящую через пишущий электрический узел с постоянной скоростью. Устройство получило название шоринофона, но качество записи оставалось пригодным исключительно для дальнейшего воспроизведения голоса. Но на 20 метровой киноленте теперь можно было разместить 1 час записи.

Tutorial Final 09a.009.jpg.012

Последним отголоском электромеханической записи стала так называемая «говорящая бумага», предложенная в 1931 году советским инженером Скворцовым. Звуковые колебания записывались на обычную бумагу с помощью пера, рисующего черными чернилами. Такую бумаги можно было легко скопировать и передать.

Для воспроизведения записанного использовался мощная лампа и фотоэлемент. Увы, до выхода серийной версии аппарата, способного воспроизводить «говорящую бумагу» потребовалось 13 лет. В это время 40-е годы прошлого века уже были покорены новым способом звукозаписи – магнитным.

История развития магнитной звукозаписи практически все время шла параллельно механическим способам записи, но оставалась в тени вплоть до 1932 года. Еще в конце XIX века вдохновленный изобретением Эдисона американский инженер Оберлин Смит занялся изучением вопроса звукозаписи. В 1888 году выходит статья, посвященная использованию явления магнетизма при звукозаписи. Датский инженер Вальдемар Поульсен после десяти лет экспериментов в 1898 году получает патент на использование стальной проволоки в качестве звуконосителя.

Tutorial Final 09a.009.jpg.013

Принцип магнитной записи был продемонстрирован Поульсеном в начале 1898 года. Первый прибор назывался телеграфоном и использовал металлическую (стальную) проволоку в качестве носителя. Традиционные магнитофоны используют более удобные и надёжные магнитные ленты, но базовый принцип аналоговой записи звука не изменился: с усилителя сигнал подаётся на записывающую головку, вдоль которой с постоянной скоростью перемещается носитель (лента или проволока), в результате чего носитель намагничивается соответственно звуковому сигналу. При воспроизведении звука носитель с той же скоростью протягивается вдоль воспроизводящей головки, индуцируя в ней слабый электрический сигнал, который после усиления подаётся на громкоговоритель.

В 1924 году изобретатель Курт Штилле совершенствует детище Поульсена и создает первый диктофон на основе магнитной ленты.

Tutorial Final 09a.009.jpg.014

1928 год, немецкий инженер Фриц Пфлеймер получает патент на использование магнитного порошка с целью напыления на бумагу и дальнейшим использованием для магнитной записи. Увы, через 8 лет Национальный суд Германии признает патента Пфлеймера плагиатом на принципы звукозаписи, изложенные еще в 1898 году Вальдемаром Поульсеном. В дальнейшую эволюцию магнитной записи вмешивается компания AEG, выпустившая в середине 1932 года прибор Магнетофон-К1.

Магнитная лента была разработана в 1930-е годы в Германии при сотрудничестве двух крупных корпораций: химического концерна BASF и электронной компании AEG при содействии немецкой телерадиовещательной компании RRG.

Применяя в качестве покрытия пленки оксид железа, компания BASF производит настоящую революцию в мире звукозаписи. Используя подмагничивание переменным током, инженеры получают совершенно новое качество звучания: сниженное до 60 дБ соотношение сигнала/шума и преодоление верхней планки звукочастотности в 10 кГц.

Tutorial Final 09a.009.jpg.015

Начиная с 1930 и вплоть до 1970 года мировой рынок представлен катушечными магнитофонами самых различных форм-факторов и с самыми различными возможностями. Магнитная лента открывает творческие двери перед тысячами продюсеров, инженеров и композиторов, которые получили возможность экспериментировать со звукозаписью не в промышленных масштабах, а прямо в собственной квартире.

Еще больше поспособствовало таким экспериментам появление в середине 1950-х многодорожечных магнитофонов. На одну магнитную ленту стало возможным производить запись сразу нескольких источников звука. В 1963 году выходит 16-дорожечный магнитофон, в 74-м – 24-дорожечный, а через 8 лет компания Sony предлагает улучшенную схему цифровой записи DASH-формата на 24-дорожечный магнитофон.

Tutorial Final 09a.009.jpg.016

Появление привычной и знакомой с детства кассеты связано с зарегистрированном в 1952 году соответствующим патентом, а уже в 1963 компания Philips представляет первую компакт-кассету, которая всего за несколько лет станет главным массовым форматом воспроизведения звука.

Tutorial Final 09a.009.jpg.017

Идеи звукозаписи, заложенные еще в конце XIX века Томасом Эдисоном, во второй половине XX века привели к использованию лазерного луча. В основу оптической звукозаписи лег принцип образования на компакт-диске спиральных дорожек, состоящих из гладких участков и впадин-питов. Лазерная эра позволила представить звуковую волну в сложную комбинацию нулей (гладких участков) и единиц (питов).

Tutorial Final 09a.009.jpg.018

В марте 1979 года на пресс-конференции компания Philips продемонстрировала качество звука прототипа системы компакт-диск. Через неделю в Японии заключила соглашение с фирмой Sony по созданию стандарта на аудиодиск. В 1980 году Philips и Sony после некоторых доработок выпускают их Red Book (международный стандарт хранения оцифрованного звука на компакт-дисках), которая была положена в основу стандарта на звуковой компакт-диск. В апреле 1982 года Philips представил свой первый компакт-диск проигрыватель. В этом же году на заводе в Германии началось массовое производство компакт-дисков.

Совершенно новый носитель информации, заменивший грампластинки, стал основой для будущих поколений оптических дисков, применяемых не только для хранения звукозаписей, но и для видео, медиаинформации и в компьютерных системах.

В 1984 году компания Sony выпускает первый портативный проигрыватель CD-дисков – Sony Discman D-50 по цене в $350.

Tutorial Final 09a.009.jpg.019

Двухканальный диск позволил хранить до 74 минут звучания как в стереофоническом, так и в многоканальном формате. Вместительность в 74 минуты была определена оперным певцом, дирижером и композитором Нориа Ога, который на тот момент занимал и должность вице-президента корпорации Sony. Нория Ога заявил, что на один CD-диск должна помещаться 9 Симфония Людвига Ван Бетховена. Сказано – сделано.

Первым альбомом, записанным на новом цифровом носителе, стал легендарный «The Visitors» группы ABBA.

До СССР CD-диски доедут лишь спустя 7 лет после принятия формата. В 1989 году на прилавках советских магазинов появится «Стихира к тысячелетию Крещения Руси» Родиона Щедрина, а из под полы можно было достать диск коллектива Roxette, выпущенный тиражом всего в 180 экземпляров.

Tutorial Final 09a.009.jpg.020

Дальнейшее развитие эры оптических компакт-дисков приведет к появлению в 1998 году стандарта DVD-Audio, выходу на рынок звука с различным числом звуковых каналов (от моно до пятиканального). Начиная с 98-го Philips и Sony продвигают альтернативный формат компакт-дисков – Super Audio CD.

Параллельно с развитием CD-дисков уверенно развивалось и кустарное производство – копирование носителей. Звукозаписывающие компании впервые задумались о необходимости цифровой защиты данных с использованием шифрования и водяных знаков.

Несмотря на универсальность и удобство использования компакт-дисков, данный носитель имел внушительный перечень недостатков. Одним из главных являлась их чрезмерная хрупкость и необходимость бережного обращения. Время записи CD-носителя также было существенно ограничено, и индустрия начала искать альтернативный вариант.

Появление на рынке магнитооптического минидиска так и осталось незамеченным рядовыми почитателями музыки. MiniDisk, разработанный компанией Sony еще в 1992 году, так и остался достоянием звукорежиссеров, исполнителей и людей, напрямую связанных со сценой.

Tutorial Final 09a.009.jpg.021

При записи минидиска использовалась магнитооптическая головка и лазерный луч, прорезавший на высокой температуре участки с магнитооптическим слоем. Одновременно с этим при помощи электромагнитного импульса изменялась намагниченность слоя с проявлением тех же питов (пробоин), что и при записи CD-диска. Главным преимуществом минидиска перед традиционным CD стала его улучшенная защищенность и более длительный срок эксплуатации.

В 1992 году компания Sony представила и первый плеер для формата носителей типа минидиск. Модель плеера (впрочем, как и сам формат) получила особую популярность в Японии, а вот за пределами страны как первенец – плеер Sony MZ1, так и его усовершенствованные потомки, принят не был.

Tutorial Final 09a.009.jpg.022

Так или иначе, прослушивание компакт или минидиска скорее подходит исключительно для более стационарного использования. Даже с портативным CD-проигрывателем представить себе активное занятие спортом на природе не представляется возможным. И решением этой проблемы инженеры начали заниматься еще в начале 90-х годов прошлого века.

Tutorial Final 09a.009.jpg.023

В 1995 году исследователи из института Фраунгофера представили новый формат для сжатия звуковых данных стандарта — ISO 11172—3 «MPEG 1 Audio Layer 3», чаще называемый mp3. В конце 90-х годов аудиоформат начал набирать популярность, так как позволял сохранять музыку приемлемого качества в небольшие по объему данных файлы. Но самым главным толчком к развитию формата стал Интернет.

Возможность скачивать аудиофайлы, а не покупать дорогостоящие компакт-диски, очень быстро нашла своих сторонников. Для обмена музыкальными файлами с другими людьми Шоном Паркером была создана файлообменная пиринговая сеть Napster, действовавшая в период с июня 1999 года по июль 2001 годa. Это привело к обвинениям в нарушении авторских прав со стороны музыкальной индустрии. Несмотря на то, что сервис был остановлен по решению суда, он привел к появлению децентрализованных peer-to-peer сетей, контролировать которые гораздо сложнее.

В 1997 году на рынок выходит первый программный плеер Winamp, разработкой которого занималась компания Nullsoft.

Tutorial Final 09a.009.jpg.024

Появление кодека mp3 и дальнейшая его поддержка со стороны производителей CD-плееров ведет к постепенному снижению продаж CD-дисков. Выбирая между качеством звучания (которое реально ощущал лишь небольшой процент потребителей) и максимально возможным количеством композиций, которые можно записать на одну CD-болванку (в среднем, разница составляет около 6-7 раз), слушатель выбирал последнее.

Tutorial Final 09a.009.jpg.025

Первым mp3-проигрывателем стал миниатюрный MPMan, выпущенный южнокорейской компанией SaeHan в марте 1998 года. MPMan был представлен в двух версиях: с 32 и 64 мегабайтами встроенной памяти;- ценник на модель стартовал от $400.

Tutorial Final 09a.009.jpg.026

В 2003 году на рынок врывается компания Apple, предложившая распространение легальных цифровых копий композиций посредством магазина iTunes Store. Общая база композиций в онлайн-магазине на момент презентации составляла свыше 200 000 треков. Сегодня эта цифра измеряется десятками миллионов. Подписав соглашения с такими лидерами звукозаписывающей индустрии как BMG, Sony Music Entertainment, Warner, Universal и EMI, компания Apple открыла совершенно новую страницу в истории звукозаписи.

Tutorial Final 09a.009.jpg.027

Ландшафт музыкальной индустрии меняется прямо на наших глазах, а привычные способы прослушивания музыки стремительно заменяются новыми. Схема с покупкой альбомов на компакт-дисках давно устарела, а покупка альбомов в «цифре» сейчас тоже переживает не лучшие времена. Продажи альбомов падают, и всё чаще слушатели предпочитают сервис потокового прослушивания музыки — стриминг.

Стриминг — потоковое мультимедиа (от. англ. stream media) — это мультимедиа, которое непрерывно получается пользователем от провайдера потокового вещания.

Мультимедиа потоки бывают двух видов: по запросу или живыми. Потоки информации, вызываемой по запросу пользователя, хранятся на серверах продолжительный период времени. Живые потоки доступны в определенный период времени, например, радио вещание.

Начнем с приятных новостей — с радио всё в полном порядке. Согласно опросу центра Morgan Stanley 86% американцев предпочитают слушать музыку посредством обычных AM/FM-радиостанций. Примерно половина слушателей, по статистике агентства, при этом находится в машине, а вторая половина — у себя дома. За какими-то конкретными исполнителями и песнями жители США идут, как правило, на YouTube, чем и объясняется недавний запуск специализированного музыкального раздела сайта.

В России доля радиослушателей несколько меньше — согласно исследованиям компании TNS 65% москвичей включают радио ежедневно, примерно на четыре часа в день. Распределение на прослушивание в машине и дома при этом сохраняется таким же, как и в Штатах. Куда идут россияне за конкретными композициями — вопрос открытый, но, скорее всего, в музыкальные разделы любимых соцсетей, будь то «ВКонтакте» или «Одноклассники».

У розничной продажи музыки не все так хорошо. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) на сегодняшний день выдала платиновые сертификаты (более миллиона проданных копий) всего семи альбомам, вышедшим в 2014 году, причем «дослужились» некоторые альбомы до платинового статуса только в ноябре, из-за чего в музыкальной прессе весь октябрь предрекали смерть альбому как формату. В то же время отмечается, что за 2014 год 60 песен пересекли отметку в миллион продаж (по сравнению с 83 в 2013 году), что, конечно, превращает музыкальную культуру в культуру синглов, нежели полноформатных альбомов.

И цифра семь, если сравнить с 21 в 2012 году (или с 32 в 2010), это скорее похоронный колокол, нежели тревожный звоночек для музыкальной индустрии в её обычном понимании «купил альбом и послушал». Аналитики сходятся во мнении, что причиной тому фрагментация потребления: в мире, где на место юмористических сериалов и передач пришли сначала пятиминутые ролики на YouTube, а потом и пятнадцатисекундные видео в Instagram, послушать 40-минутный альбом — большой подвиг, требующий серьёзной подготовки и концентрации.

Tutorial Final 09a.009.jpg.028

В то же время сегодня дела идут хорошо у радио-станций (в т. ч. онлайн) и стриминговых сервисов — больших библиотек музыки, взимающих со слушателей ежемесячную абонентскую плату за доступ. У лидера индустрии, американского Spotify, на данный момент насчитываются впечатляющие 60 миллионов пользователей, 15 из которых оформили платную подписку. Ближайший русский аналог Spotify, сервис «Яндекс.Музыка» насчитывают примерно 10 миллионов пользователей.

Стриминговые сервисы на сегодняшний день набирают популярность, благодаря удобной модели оплаты, при которой «абонентка» или совсем отсутсвует или в разы меньше суммы, необходимой для покупки всей слушаемой в них музыки. Кроме того, разнообразные подсервисы рекомендуют пользователю все новую и новую музыку, основываясь на его истории прослушиваний, музыкальных предпочтениях и даже данных из соцсетей.

Главный индикатор американской музыкальной индустрии хит-парад журнала Billboard начиная с августа стал учитывать стремительно растущий стриминговый сервис Apple Music.

Основа чарта Billboard 200 — данные, еженедельно поступающие от компании Nielsen SoundScan. Включение данных о стриминге Apple в чарт в Billboard считают такой же важной вехой, как включение в 1991 году данных о продаже CD, которые пришли на смену компакт-кассетам.

Tutorial Final 09a.009.jpg.029

Отслеживание продаж в Apple Music для подготовки чартов говорит о том, что стриминг обосновался в музыкальной индустрии надолго, несмотря на непрекращающуюся критику со стороны музыкантов в диапазоне от Тома Йорка до Тейлор Свифт и даже несмотря на то, что некоторые из них попросту изымают свои треки из баз сайтов, обвиняя интернет-площадки в неаккуратной выплате отчислений авторам и артистам. Начиная с августа этого года 1500 прослушиваний в стриминге Apple будут учитываться системой Billboard как продажа одного альбома.

В Британии главный хит-парад страны Top 40 singles chart учитывает прослушивания в стриминге, начиная с июля прошлого года. Английская система приравнивает 100 прослушиваний к продаже одной песни.

Консультанты рынка прогнозируют дальнейшее смещение фокуса внимания составителей чартов с продаж на онлайн-прослушивания. В среднем прослушивания в сервисах, подобных Apple Music, составляют сейчас в Великобритании около 20% потребления музыки в интернете.

Однако, несмотря на этот значимый для индустрии сдвиг от продаж песен в сторону продаж платных подписок, существует одно важное противоречие — существующие уже много лет стриминг-сервисы, а среди них и российские Яндекс.Музыка и Zvooq, по прежнему не приносят денег.

На сегодняшний день успешно монетизировать свой сервис удалось только Spotify. Но даже у него, абсолютного лидера рынка, убытки растут быстрее доходов. В прошлом году сервис потерял около 200 миллионов долларов — в три раза больше, чем годом ранее. А выручка компании за тот же период выросла всего на 45%.

В Spotify уверяют, что рост расходов связан с увеличением штата компании и международной экспансией. Но аналитики ставят под сомнение всю бизнес-модель Spotify, основанную, прежде всего, на бесплатном доступе к фонотеке. На данный момент у Spotify примерно 60 миллионов активных пользователей, из которых только 15 миллионов обладают платной подпиской. Именно они приносят компании более 90% прибыли, большая часть которой уходит правообладателям.

Из отчета, представленного генеральным директором Warner Music Group Стивеном Купером, стало известно, что прибыль музыкальных стриминговых сервисов во втором квартале 2015 финансового года увеличилась на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В это же время доходы сервисов, предлагающих покупку и загрузку музыки, таких как iTunes, существенно снизились. Вот, что Купер сказал при общении с журналистами: «Это важная веха для музыкальной индустрии. Скорость роста совершенно ясно указывает на то, что в ближайшие годы сервисами потокового стриминга музыки будет пользоваться большинство пользователей.»

В то же время, настали безумно сложные времена для музыкантов, которые необдуманно идут на сотрудничество с музыкальными сервисами, контролируемыми в значительной степени технологическими компаниями.

Tutorial Final 09a.009.jpg.030

Стриминг музыки становится доминирующей моделью и  для Apple, Google, Spotify влияние стриминга на музыкантов и независимые лейблы никогда не имело особого значения.

По сути, мы находимся в середине идеального шторма. После того, как буря закончится, нас ждет существенное прореживание коммерческой музыкальной индустрии. Это началось с Napster и соучастия слушателя. Паника музыкальной индустрии и эгоцентричной общественности привели к выводу, что музыка должна быть свободной. Музыканты и независимые лейблы бросились в этот омут с головой, когда стриминг компании по существу создали сервис с такими низкими выплатами, что конечный результат не сильно отличается от пиратства. Это, однако, не относится к ключевым инвесторам этих сервисов, которые включают в себя старейшие и известные бренды. Например, среди ключевых сторонников Spotify можно обнаружить Warner, Sony и Universal.

Появились дискуссии о «выплатах для правообладателей». Обратите внимание, что вы никогда не услышите, чтобы они говорили о «выплатах музыкантам.» Правообладатели выступают в роли инвесторов. Это верно — модель стриминговых услуг в значительной степени включает в себя инвесторов возвращающих свои деньги самим себе.

Практически все инсайдеры стриминговых компаний рассматривают эту модель в качестве краткосрочной перспективы, рискованной игры. Они все в ней для быстрых денег и готовы быстро отрубить ветку, на которой сидят.

По большому счету музыкантов дезинформировали об итогах этих услуг. Снова и снова они слышали, что стриминговые компании когда-нибудь увеличат плату за свои услуги. Но на самом деле роялти за потоковое вещание сокращается. Растет только реклама и стоимость подписки, но не роялти выплаты. Большой вопрос к музыкантам, которые должны спросить себя, почему они позволяют этим компаниям определить ценность своей музыки?

Стриминговые компании пропагандируют миф о массовой доступности, предлагая больше возможностей массового распространения, но правда в том, что это почти никогда не работает. Сегодня это основная задача самих музыкантов — создание свой собственный аудитории и сопутствующей экосистемы с помощью сообщества, социальных медиа, виртуальных событий, и не электронного охвата — концертов, гастролей, творческой и партизанской тактики. Ни одна из этих вещей не зависит от наличия музыки на одном из крупных стриминговых сервисов. Заинтересованных людей можно направить куда угодно, чтобы получить доступ к музыке артиста.

Фактически неизбежно музыканты и лейблы в конечном итоге снова обретут самостоятельность, так как сервисы потоковой трансляции музыки начнут исчезать один за одним в ближайшие годы. Независимым лейблам пора планировать будущее путем постройки своей собственной модели распространения уже сегодня без этих компаний. Очевидно, что музыкантам и лейблам нужно искать другие доступные и достойные варианты, одним из которых является Bandcamp.

Tutorial Final 09a.009.jpg.031

Bandcamp — это сервис, который позволяет продавать музыку как в цифровом, так и в физическом форматах. Если автор песни устанавливает такую опцию, то ее можно скачать и совсем бесплатно, плюс это еще и стриминг‑сервис.

Недвано Bandcamp выкатил обновление, которое позволяет музыкантам предоставлять своим поклонникам своего рода подписку на все релизы. Покупая годовую либо месячную подписку, слушатель платит за доступ как к текущим, так и будущим релизам.

Tutorial Final 09a.009.jpg.032

ИСТОРИЯ ПЛАСТИНОК

Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема – предохранители и непередаваемый звук теплого, нежного потрескивания в динамиках… Мало кто мог предугадать, что появление накопителей на магнитных лентах и цифровая эра звукозаписи так и не смогут сломить любовь слушателей к виниловому звуку.

Поиски более простого устройства для осуществления звукозаписи и разработка носителя, способного переносить транспортировку и более жесткие условия эксплуатации, натолкнули американского изобретателя Эмиля Берлинера отказаться от использования способа, предложенного Мартенвилем и затем доработанного Эдисоном. В 1897 году Берлинер становится автором патентов сразу двух устройств: рекордера и граммофона.

Tutorial Final 09a.009.jpg.033

Для изготовления первых грампластинок использовался вулканизированный каучук темно-бурого цвета, именуемый эбонитом. Этот материал отдаленно напоминает пластмассу и хорошо поддается обработке, что было особо примечательно при создании дубликатов. Основным недостатком эбонита была сложность при работе с ним: из-за твердости материала требовался мощнейший пресс. К тому же записанные на эбоните дорожки довольно быстро стирались от частого использования.

Столкнувшись с этим Эмиль Берлинер вспомнил, что и Bell Telephone, когда он работал там, перешла в производстве телефонных аппаратов от эбонита к пластику. В 1896 г. Берлинер заказал похожий материал у производителя пуговиц — Durinoid Company. Новый материал состоял из шеллака (застывшей природной смолы, производимой жуками из Юго-Восточной Азии), грифеля, измельченного хлопкового волокна и сажи в качестве красителя. Результат превзошел все ожидания и по простоте производства (состав легко плавился при нагревании), и по четкости отпечатанных дорожек.

В следующие 45 лет шеллак, как назвали сплав по имени основного компонента, стал самым распространенным материалом для изготовления грампластинок. Несовершенство шеллака проявлялось только в хрупкости пластинок — они разлетались на части при падении на пол и любом неосторожном обращении. Американцы от него отказались лишь после Второй мировой войны: поставки смолы значительно сократились из-за японской оккупации региона. Тогда шеллак и заменили винилом, оказавшимся гораздо практичнее и совершеннее. Виниловые пластинки были более прочными и звучали значительно лучше.

Производство грампластинок в России было налажено 1 сентября 1910 года с открытием в подмосковном селе Апрелевка фабрики массы для граммофонных пластинок и их прессовки «Метрополь-Рекорд». Фабрика, основанная немецким предпринимателем И. Молем, А. Кабартом и Фогтом, впоследствии выросла в крупнейший в СССР «Апрелевский завод грампластинок». Первые пластинки имели два отверстия в центре и проигрывались от середины к краю. Их диаметр постепенно увеличивался (достигал даже полуметра). После революции был создан отдел «Советская пластинка». На пластинках тех лет красовалась ласточка, державшая в клюве нотный знак золотистого цвета. Она стала эмблемой Апрелевского завода.

Всесоюзная фирма «Мелодия» была организована в 1964 году как государственная компания по производству, хранению и распространению звукозаписей. В те годы миссией компании было сохранение и пропаганда творчества отечественных композиторов, музыкантов-солистов, вокально-инструментальных ансамблей и оркестров во всем мире. В ассортименте имелись записи многих жанров — и классика, и фольклорные произведения, и легкая музыка, и творчество музыкантов из всех республик бывшего Союза. По сути «Мелодия» была одним из важнейших инструментов государственной культурной политики.

В середине 50-х – 60-х годов появляются целые кустарные фабрики по подпольному производству пластинок. В качестве материала для изготовления желанного диска с запрещенными властями «не гуманными песнями» использовалась рентгеновская пленка. В частных коллекциях почитателей винила можно встретить альбомы The Beatles и джазовые композиции, записанные «на костях» – проявленных рентгеновских пленках.

Tutorial Final 09a.009.jpg.034

ИСТОРИЯ ВИНИЛА: БИТВА ФОРМАТОВ

Вся эволюция пластинок окутана разногласиями в мире стандартов: размеры, принципы записи, материалы изготовления, скорость записи.

В конце 1890-х существовал единый утвержденный стандарт – 7-дюймовая пластинка с высокой скоростью вращения. В 1903 в обиход входит новый стандарт – «гигант» с диаметров в 12 дюймов. Несколько лет спустя появляются еще один вариант – 10-дюймовые грампластинки.

Tutorial Final 09a.009.jpg.035Еще одна характеристика всей эры грамзаписи, переживавшая постоянные изменения – скорость вращения пластинки. Общепринятый «советский стандарт» в 78 оборотов в минуту позволял вместить до 12 минут звучания. Для продолжительной записи разговора использовались «медленные пластинки» со скоростью вращения в 8 и 1/3 оборота за минуту. Еще один стандарт – 45 оборотов в минуту. Финальной точкой в борьбе скоростей стал выход долгоиграющих пластинок 33 1/3 оборота.

Принцип воспроизведения грампластинок основан на «считывании» иглой звукового рисунка, расположенного во множественных пазах (дорожках) пластинки. Вплоть до 1958 года выпускались пластинки класса моно: игла считывала только вертикальные вибрации. Затем появляются стерео пластинки: вертикаль отвечает за левый канал, а шероховатости, размещенные по горизонтали – за правый. Существовали и варианты квадрофонического звучания, но технология так себя и не оправдала.

Tutorial Final 09a.009.jpg.036Тёрнтейблизм, также турнтаблизм (англ. Turntablism) — музыкальный жанр, разновидность диджеинга и часть хип-хоп культуры, подразумевающий создание музыкальных произведений с помощью виниловых или электронных проигрывателей («вертушек»).

Грэнд Уизард Теодор в 1975 году случайно дёрнул пластинку и получил необычный звук — скретч.

Изобретателями стиля считаются Кул Герк, Грэндмастер Флэш и Грэнд Уизард Теодор, а благодаря Grand Mixer DXT и его выступлению на церемонии вручения «Грэмми» в 1983 году развилось это направление. На церемонии он выступил в команде Herbie Hancock с треком «Rockit», исполняя скретчи впервые на телевидении, это сильно популяризировало и дало четкое очертание диджея как музыканта.

Термин «Тёрнтейблизм» придумал DJ Babu с целью отделения простых диджеев (которые только играют пластинки) от тех, кто использует диджейское оборудование как музыкальный инструмент. Основа данного стиля — не сведение композиций, а оригинальность их воспроизведения.

Тернтаблисты максимально используют технику скретча, бит-джагглинга, а также разные музыкальные эффекты, издаваемые с помощью манипуляций с оборудованием и ловкости рук. Они создают совершенно другие музыкальные и ритмические рисунки из существующих записей, на которых они это делают.

Tutorial Final 09a.009.jpg.037

ПОЧЕМУ ПЛАСТИНКИ СНОВА ПОПУЛЯРНЫ?

В последние годы продажи виниловых пластинок, практически вытесненных компакт-дисками еще в конце восьмидесятых, растут опережающими темпами и бьют один рекорд за другим. Рецессия музыкальной индустрии 2000-х годов на виниле почти не отразилась. Ближе к 2008-му наметился даже небольшой рост, но о каком-либо триумфальном возвращении винила говорить было рано.

На самом деле, именно кризис музыкальной индустрии середины 2000-х годов, который полностью поменял привычный подход к музыке, вернул винилу популярность. Еще в 1980-х звукозаписывающий бизнес столкнулся с пиратством: кассеты было очень легко копировать (в Великобритании даже была запущена кампания «Домашние копии убивают музыку»), а цифровой формат mp3 и вовсе сделал пиратское распространение музыки невероятно простым занятием.

Продажи музыки на виниле в 2015 году уже превысили на 50% продажи прошлого года и на 36% доходы онлайн-сервиса Spotify, музыкальных видеосайтов YouTube и VEVO вместе взятых, которые в первой половине этого года заработали $163 миллиона. В прошлом году эта сумма не превышала $128 миллионов. Однако доходы от винила оказались существенно выше и составили $222 миллиона.

На едва не канувший в лету винил теперь приходится почти треть продаж музыки на физических носителях. Никакой другой музыкальный формат не демонстрирует таких высоких показателей. Продажи CD, напротив, снизились на треть год к году. Платное скачивание музыки является основным источником прибыли музыкальной индустрии и составляет 37% доходов отрасли, его популярность тоже падает. Так в прошлом году зафиксировано снижение выручки на 8,7%, до $2,58 миллиарда.

На самом деле винил — очень удобный для музыкальной индустрии формат — недолговечный, его можно только дать послушать другу, но не переписать.

Рост популярности музыки на виниловых пластинках связан с наличием эксклюзивного контента в специальных изданиях альбомов или синглов. Пластинки выпускаются небольшим тиражом, имеют красочное оформление и другие сопутствующие бонусы.

Tutorial Final 09a.009.jpg.038

Сегодня винил — это идеальный способ владеть музыкой, который не оставляет ощущения бессмысленно потраченных денег. Физический носитель превратился в сувенир, а виниловая пластинка — идеальный его вариант. Практически любой более-менее важный альбом выходит сейчас на виниле в том числе в дорогом ограниченном издании, с хорошей полиграфией и многостраничными буклетами, больше похожими на фотоальбомы.

Tutorial Final 09a.009.jpg.039

У винила огромная обложка и большой потенциал по дизайну; выпускаются цветные винилы, прозрачные, разноцветные, с рисунком по всей поверхности пластинки — какие угодно. Пластинку очень приятно держать в руках, ее прослушивание — это целый ритуал с вещами, которых нам действительно не хватает в цифровой музыке, и который позволяет полностью сфокусироваться на процессе и полностью окунуться в мир музыки…

Достать конверт с пластинкой из пачки. Установить пластинку на проигрыватель. Перед прослушиванием обязательно надо пройтись по поверхности диска бархатным «удалителем пыли» — аккуратно, от центра к краям… Игла. Тонкое чувство пальцев помогает всегда с ювелирной точностью опускать тонарм с иглой на краешек диска и и вот — игла поймала дорожку на пластинке, и в динамиках тихо зашуршало завораживающее потрескивание. Душа замирает в ожидании первых звуков… :)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Tutorial Final 09a.009.jpg.040

Тревор Джексон, лондонский музыкант и исполнитель, выпустил свой новый альбом «FORMAT» весьма необычным способом: каждый из 12 треков он разместил на разных аудионосителях, популярных в прошлом. В наше время прослушать такой альбом полностью – это настоящий вызов и прыжок в прошлое!

Новый альбом содержит 12 треков, каждый из которых был размещен на отдельном носителе. Их обзор позволяет осуществить интересное путешествие во времени и вспомнить то, как слушали музыку во времена до цифровой революции.

Комплект состоит из 7, 10- и 12-дюймовых винилов, дисков CD и мини-CD, кассеты, USB-носителя, DAT, 8-трековой кассеты для магнитофона и MiniDisc. Похоже, что «FORMAT» – это удивительный обзор того, как фиксировался звук в течение последних нескольких лет.

Tutorial Final 09a.009.jpg.041

ps Disclaimer: при подготовке данной презентации/статьи вся информация собиралась по открытым источникам в сети интернет и не претендует на 100% корректность. Все законные авторские права принадлежат исключительно их владельцам и могут быть удалены  с данного сайта по запросу.