DJ Stereotip

Записки ди-джея. Что дает нам всем хаус музыка?

Posted on 07 Июл 2012 in Записки ди-джея |

Я очень часто задумываюсь, почему хаус-музыка приобрела такую популярность во всем мире? За что люди любят этот стиль? Ведь большинству изначально кажется, что это всего лишь зацикленные лупы и несколько семплов, все до безобразия просто и минималистично…  Но Хаус сегодня — это коммерчески популярная музыка, по ТВ крутят клипы, кумиры собирают стадионы, а не это ли главные критерии массового успеха?

По прошествии 15 лет я по прежнему чувствую тот самый хаус-грув, который цеплял меня изначально. Мне очень трудно описывать чувства и эмоции, которые вызвает во мне хаус музыка… Счастье, любовь, веселье, умиротвореннсть, общность, безграничность… уверен, каждый из вас сможет продолжить эту ассоциативную цепочку и добавить что-то уникальное, то, что доступно почувствовать только ему; то, что вызывает те самые «мурашки» счастья при прослушивании.

Несмотря на свою монотонную основу, хаус музыка очень многогранна и разнообразна, с этим, я уверен, спорить не будет никто. Я всегда старался не замыкать себя в рамках одного направления, старался оставаться максимально открытым и слушать как можно больше разнообразного хауса. Но, конечно, есть предпочтения, которые накладываеют свои отпечатки и заставляют уделять особое внимание чему-то более конкретному. В моем случае, это классический/диско/фанки и джаззи хаус, но основным и самым интересным направлением я всегда считал и буду считать дип хаус. Его можно играть и слушать всегда и везде, независимо от обстановки и настроения — глубокий грув всегда будет к месту! Дип — это интеллигентная составляющая хауса, это основа, которая дает жизнь всем остальным стилистическим ответвлениям.

Есть в хаусе что-то гипнотическое и расслабляющее, позволяющее чувствовать окружающий мир по-другому. И я сейчас отчетливо осознаю, что для меня хаус — это музыкальный наркотик, на котором я сижу очень серъезно. Я могу слушать разную музыку: соул, джаз и ритм-н-блюз, Кузьмина и раннего Леонтьева, с удовольствием слушаю А-НА и Криса Ри, мне бзумно нравится Queen,  но есть одно но… без хауса я не могу жить, я в музыкальном «хаус» рабстве! Мне хочется слушать, мне нужно слушать…  и сейчас я начинаю понимать и чувствовать почему. На самом деле все очень просто — эта музыка дарит мне чувство абсолютной СВОБОДЫ! Как духовной, так физической!

Возможны, в скором времени, британские ученые во всем разберутся и объяснят доступным научным языком в чем же на самом деле секрет. Но все это не так уж и важно, потому что сегодня я смотрю на своего четырехлетнего сына и понимаю, что когда он слушает хаус — он чувствует то, же что и я :)

В даннй момент я читаю очень неплохую книжку, и в одной из глав автор очень четко, интересно и правильно описывает свой опыт занакомства с хаус/техно музыкой. И именно цитатой из этой книги я хотел бы закончить.

——

«Я помню первую рейв-вечеринку, куда попал в том году, и тогда я не знал, что это такое на самом деле. Все, что я знал, – это что там играют много техно и хауса. До этого я был в ночных клубах, где крутили ту же музыку, и, помнится, находил ее довольно нудной, так что было непонятно, почему во всех клубах в самых больших залах, кажется, всегда играет музыка именно этого типа. В ней нет слов, и похоже, что это один и тот же бесконечно повторяющийся фрагмент. Я просто не понимал тогда сути электронной музыки.

Зная, что услышу именно ее, я не был в восторге от перспективы посетить рейв на каком-то складе, но, поскольку все остальные члены нашего клана хотели туда пойти, я решил отправиться вместе с ними.

Мы приехали в гигантский пустой ангар, казалось, затерянный в пространстве. Снаружи были припаркованы сотни автомобилей, и, стоя в очереди на вход, можно было слышать подавляющий ритмичный грохот электронного техно. Втайне я задавал себе вопрос, долго ли мы планируем здесь пробыть, поскольку на самом деле предпочел бы встречу с музыкой, которую знал и мог услышать по радио. После двадцатиминутного ожидания в очереди мы наконец повернули за угол и вошли внутрь ангара.

То, что я испытал после этого, навсегда изменило мои взгляды.

* * *

Залпы зеленых лазерных лучей простреливали все помещение ангара площадью с десяток футбольных полей. Туман, вырывающийся из специальных сопел, рождал сюрреалистическое ощущение, словно во сне: все смотрели на диджея и двигались в унисон в такт музыке. Везде валялись банки из-под «Ред Булла», а ультрафиолетовые фонари вызывали к жизни флуоресцирующие декорации на стенах и потолке, которые светились, как инопланетные растения, доставленные из иных миров.

Но дело было не только в декорациях, ультрафиолете, тумане, лазерах или огромной площади ангара. Что-то еще во всей этой сцене и в этом моменте вызвало эмоциональный отклик всего моего естества, но что конкретно я увидел или почувствовал, я определенно сказать не мог.

Я попытался проанализировать, чем эта ситуация отличалась от обстановки ночного клуба, более привычной мне. Ну да, декорации и лазеры были классные; ну да, это был самый большой дансинг из всех, которые я когда-либо видел. Но все это не объясняло чувства благоговения, охватившего меня, настолько сильного, что я потерял дар речи. Мне, обычно самому логичному и рациональному человеку в нашей компании, было странно чувствовать себя сметенным ошеломляющим чувством одухотворенности – хотя и не в религиозном смысле этого слова, скорее дело было в ощущении глубинной связи с каждым, кто был там, и со всей остальной вселенной.

Было понятно, что здесь никто никого не оценивает, и когда я обвел глазами ангар, то увидел, что каждый человек здесь воспринимается таким, какой он есть – просто танцующим под музыку.
Когда я попытался детальнее осознать происходящее, то понял, что танцевать здесь не то же самое, что танцевать в ночном клубе, к чему я больше привык. Здесь отсутствовало самолюбование, то есть не казалось, что кто-то танцует, чтобы на него смотрели, в то время как в ночных клубах обычно было чувство, что ты как бы на подиуме. В ночных клубах обычно танцуют друг с другом. Здесь же почти все лица были обращены в одну сторону. Все смотрели на диджея, который располагался на высокой сцене, словно передавая оттуда свою энергию толпе. Казалось даже, что люди поклоняются ему.

Все помещение воспринималось как единая многотысячная семья, а диджей был ее главой. Было ощущение, что люди даже не танцуют под музыку, но что она просто течет сквозь них. Ритмичный бессловесный электронный бит унифицировал сердцебиение всей толпы. Существование каждого отдельного индивидуума словно растворилось в едином групповом сознании, как стая птиц воспринимается единым объектом, а не набором особей. У всех в ангаре была общая цель. Мы все вносили свой вклад в коллективное переживание рейва.

В то время я не знал, что десять лет спустя прочитаю об исследованиях в области счастья, подтвердивших, что, синхронно двигаясь вместе с другими и ощущая себя частью чего-то большого (и, как следствие, теряя на мгновение свое «я»), человек чувствует себя счастливее и что рейв – просто современная версия того же опыта, который люди испытывают на протяжении десятков тысяч лет.

Внезапно я испытал чувство эмпирического прозрения. Оно пронзило меня. В это мгновение я вдруг понял сущность музыки техно. Ее нельзя было слушать так, как слушают музыку по радио. Мне нужно было пропустить ее через себя в контексте того образа мыслей, который не был мне до этого знаком. Как если бы кто-то даровал мне зерно смысла техно, и никакие подробные объяснения не помогли бы мне понять его. Мне нужно было испытать это самому.

И в тот момент я испытал это. Я пробудился. Я изменился.

И наконец, через столько лет, я понял, о чем эта музыка.»

Tags:
  • Alex Hobotov

    Эта цитата многое помогает понять без всяких британских учёных. Впрочем, именно к хаусу эта история имеет лишь косвенное отношение. А то, что люди ленивы по природе в большинстве своём и с удовольствием следуют за сильным лидером тем более толпой — также не секрет.